Лекции по философии и теории современного искусства
Книга В.П. Бранского «Искусство и философия»
Лектор Борис Клюшников — философ, теоретик и историк современного искусства, преподаватель РГГУ, куратор. Автор статей по философии искусства и методологии искусствознания, автор публикаций по проблемам онтологии искусства.
Программа курса строится как изложение истории искусства второй половины ХХ столетия с позиций современной художественной ситуации, когда любой эпизод истории, деятельность художника оцениваются с точки зрения сформулированных художественно-эстетических концепций и их значения для актуальной художественной ситуации и процесса развития культуры в целом.
Центральная роль в курсе отводиться переосмыслению традиции критической теории в момент ее кризиса после установления глобального финансового капитализма, предполагая оценку состояния теоретической мысли после 68-ого года в области искусства и эстетики. Этот период и спектр проблем в литературе получил зонтичное определение «критики критики». В курсе теория современного искусства рассматривается как вариант конкретной теоретической практики (Альтюссер), неразрывно связанной с политической философией и понимается как набор конкретных инструментов для определения роли искусства, ведущего к прояснению политических и гражданских позиций в современном обществе. Выявляется определяющий конфликт взглядов на искусство, продолжающий формироваться с 90-х годов между новоматериалистическими анти-диалектическими концепциями после Ж.Делеза и эстетической программы Ж.Рансьера (постопераизм, М.Хардт и А.Негри и др.) и обновленным интересом к гегельянской критической линии диалектики после Адорно (А. Бадью, Фр. Джеймисон, Питер Осборн).
Аудиозаписи шести лекций Бориса Клюшникова «Как практиковать теории» о близости художественной и теоретической работы:
1) Историчность и современность искусства, салон и музей, Гегель и Бодлер, Мане и Курбе.
2) Формальное искусствознание и абстракция: реабилитация орнамента, художественная воля, решетка и облако
3) Иконология и кинематограф: Аби Варбург и образ в движении, Бергсон, кинематограф памяти
4) Концептуализм и постмодернистские истории искусства: Деррида и проблема границы, феминистское искусствознание, Кошут и искусство вопросов
5) Современное искусство и теории объекта: не-реляционное искусствознание. Грэм Харман и Аня Желудь
6) Как стакизм расширяет понимание современного искусства?